Дин Юлия:большая трагедия для сахалинских корейцев - несостоявшаяся репатриация

Админ:  

Прежде всего хочу сказать, что ваша статья «Проблема репатриации корейцев Южно Сахалина в 1945-1950гг» вызвала большой интерес у посетителей сайта. За небольшой срок со времени ее опубликования около 500 человек прочитало ее. Тема несостоявшейся репатриации корейцев Сахалина на родину продолжает интересовать людей. Отрадно, что ваша научная работа раздвигает границы доселе известных фактов, открыла новые имена корейцев, которые  сразу после окончания войны добивались возвращения на родину.

 Расскажите, пожалуйста, о сложившемся мнении на вопрос - кто виновен за трагедию сахалинских корейцев, которые не смогли вернуться на родину после поражения Японии во второй мировой войне.

Дин Ю.:

В среде общественных деятелей, некоторых исследователей, просто среди простых людей сложилось мнение о виновности Японии как страны "бросившей корейцев на произвол судьбы". Я не хочу спорить с устоявшемся мнением - тем более задача у меня далека от этого. Я историк и пытаюсь рассматривать ситуацию объективно и без излишней трагичности. Мне не хотелось бы давать оценку, кто виновен или нет - я считаю, ученые не должны этим заниматься, и, тем более, не должны вставать на чью либо сторону, потому что это ведет к субъективности и необоснованности выводов и результатов исследований.

 

Админ:

трудно не согласиться с вами, т.к. у простых людей, подвергшихся насильственной мобилизации и забвению на чужой для них стране, потомков этих людей  чувства преобладают над объективной оценкой.

Какие новые факты, документы  удалось вам разыскать в ходе исследования  и каковы основные  выводы?

 Дин Ю.:  

Я считаю, что мне очень повезло. Несмотря на то, что история сахалинских корейцев - эта тема к которой многие исследователи обращались - и российские, и зарубежные - мне удалось найти в центральных российских архивах новые документы, которые на многое пролили новый свет. Эти документы не были засекречены - извечная беда наших архивов, как вы знаете, - они просто ждали своего исследователя. Именно данные документы (причем они были разбросаны по разным архивам и пришлось собирать по крупинкам, восстанавливая целую картину) позволили мне взглянуть на ситуацию, которая сложилась на Сахалине сразу после Второй мировой войны. Сразу оговорюсь - поскольку я рассматривала только советские документы, то и выводы были сделаны именно про позицию советских властей по отношению к корейцам Сахалина. Последние были необходимы советской власти на новоприобретенных территориях (как вы знаете, Южный Сахалин и Курильские острова отошли от Японии к Советскому Союзу после Второй мировой войны) для работы в промышленности. Поэтому репатриация (воспринимавшаяся как необходимое действие не только корейцами, но и советскими властями, и американским командованием, и общественностью в Южной Корее) была отложена - и это решение оказалось роковым, ведь из-за начавшейся Корейской войны, репатриация стала невозможной в принципе.

Еще раз повторю - это взгляд на советскую позицию, поскольку я искала только советские документы. У американцев, например, тоже была своя позиция - документы, проливающие свет на их политику по отношению к сахалинским корейцам, были найдены и опубликованы корейскими учеными. Позиция японцев и корейцев, нам, к сожалению,  известна не по документам, а более по газетным публикациям или слухам, что конечно не позволяет сделать научно обоснованный вывод. Но если для корейской стороны найти документы скорее всего не удастся - я действительно пыталась это сделать, будучи в Корее - и виной этому скорее всего все та же Корейская война, официальные действия японского правительства - это будущий предмет исследования для российских ученых. К сожалению, данная работа пока еще не проделана.

Админ: факты прямой причастности Сахалинского обкома и Управления гражданскими делами к несостоявшейся репатриации корейцев в 1948г, на мой взгляд, очень важны. Они меняют сложившееся мнение людей к роли и вине государств, причастных к тому, что так трагически сложилась судьба сахалинских корейцев первого поколения, не доживших до встречи с родными.

 Дин Ю.:

Да, это действительно, большая трагедия для сахалинских корейцев - несостоявшаяся репатриация. Причин, по которой она не состоялась можно назвать множество. Для меня более весомым фактом является тот, что сахалинские корейцы не сдались под таким ударом, продолжали жить, искать себя в новом обществе, не забывали свою особенную культуру, а общественное движение смогло добиться существенных успехов на международной арене - заставить правительства трех стран сесть за стол переговоров и договориться о репатриации (начавшейся в 2000 г.) - это много стоит.

 Админ:   Советско-американское "Соглашение о репатриации" 1946г., по которому многие считают, что корейцы подлежали репатриации  - как там сформулировано, кто подлежит репатриации?  Многие авторы ( Бок Зи Коу, Сун Дюн Мо, Пак Сын Ы ) считают, что корейцы были японскими гражданами и должны были быть репатриированы наравне с японцами по  этому соглашению?

Дин Ю.:

 По советско-американскому соглашению от 19 декабря 1946 г. репатриации с территорий СССР и подконтрольных СССР подлежали "все японские военнопленные и гражданские лица". Несмотря на различные мнения и дискуссии, которые ведутся среди ученых и политиков, советские и американские документы подтверждают, что "японские лица" - это именно японцы, а корейцы - это именно корейцы. Корейцев даже сами японцы в колониальный период никогда не называли японцами, а деление было очень четкое. Да я думаю, что и корейцы этого не делали (корейский язык во всяком случае сохранился, что говорит о том, Корея была колонией Японии, а вовсе не Японией). В том же самом соглашении о репатриации есть и упомянутые корейцы - 10 тысяч человек должны были быть репатриированы с Хоккайдо в Северную Корею. Это говорит о том, что японцев и корейцев определяли именно по национальности, а вовсе не по принадлежности к Японской империи, которая де факто развалилась в 1945 г. Важно ведь не то, что через 50 лет дискутируется, этот бесконечный спор о терминах. Важно то, что советские и американские власти подписали соглашение и без каких либо сомнений трактовали его вполне однозначно. Репатриация не состоялась в том числе (а причин было множество как мы видим) и потому, что корейцы Сахалина не вошли в это соглашение.

 

Админ:

Фактически только японские военнопленные и гражданские лица - японцы стали субъектами репатриации?

 

Дин Ю.:

 Субъектами, как я уже говорила, были и корейцы с Хоккайдо, которые должны были быть репатриированы, однако на место отправки парохода прибыло только 230 человек, поэтому репатриация была отменена. Но там ведь еще другая репатриация была - не по советско-американскому соглашению, а сами сверхдержавы внутри своих подконтрольных территорий проводили массовую репатриацию, возвращение миллионов людей домой. И тут уж все зависело от воли самой державы...

 

Админ:

Да, в своем исследовании вы показали постановление Правительство СССР 1947г. « О репатриации корейского населения с Южного Сахалина и Курильских островов в Северную Корею»,  по которому должна была состояться репатриация корейцев в 1948г. Но она не состоялась по указанным в вашей работе причинам.

 

Из вашей статьи я впервые узнал о Ким Ден Ен с Южного Сахалина, который обратился с письмом к Сталину и о 21-летнем корейце, сбежавшем с Сахалина, который через Ассошиэйтед пресс обратил внимание мировой общественности к факту, что корейцы с Сахалина не могут вернуться на родину. Известны ли подробности об этих людях?

 

Дин Ю.:

Да, видимо Ким Ден Ен -  был действительно человеком неординарным, раз не побоялся обратиться к самому Сталину. К сожалению, я не нашла про него достоверной информации - про него упоминается только в докладе Молотову - о том, что он писал и какие меры были по этому письму приняты. Неизвестно кто это был, да и имя могло быть достаточно серьезно искажено - это случалось часто в первый послевоенный период, поскольку советские власти имели затруднения с написанием корейских имен.

Про 21-летнего корейца вообще даже имя неизвестно, а советские органы узнали о нем из зарубежной газеты, так что отыскать его не представляется возможным. Я уверена, что бегство через пролив Лаперуза в 1945-46 гг. - либо выдачей себя за японцев, либо контрабандным путем - было достаточно частым явлением. Про такие бегства официальные сообщения есть даже в советских архивах. Граница практически не охранялась и люди активные, без семьи, могли ее пересечь. Нелегко, но возможности были...

 

Админ:

К сожалению, многие сахалинские корейцы не знают даже о таком человеке как Пак Но Хак, который начал свою деятельность по возвращению корейцев гораздо позднее,  в 1958г, возвратившись в Японию. Людей первого поколения осталось уж совсем мало, удастся ли восстановить сведения о Ким Ден Ен…

 Какую роль могла сыграть Республика Корея в вопросе возвращения корейцев на родину? Договор между Японией и Кореей 1965г, Пак Но Хак пытался включить в повестку вопрос о сахалинских корейцах...

 Дин Ю.:

Республика Корея действительно стала вести довольно вялую политику в отношении сахалинских корейцев, поскольку по договору 1965 г. с Японией отказалась (за репарации) от всех претензий к Японии от имени своих граждан. Многие ставят этот вопрос под сомнение, поскольку сахалинские корейцы не были гражданами Южной Кореи, этот вопрос до сих пор дискутируется...

Админ:

Юлия, спасибо за интервью, за ваши исследования по истории репатриации. Думаю, что многие присоединятся к моим словам.

Хочу пожелать вам успешной защиты диссертации и надеюсь на продолжение ваших исследований. Для нас история сахалинских корейцев – это история близких нам людей и хотелось бы воздать дань памяти всем людям, усилиями которых состоялось долгожданное возвращение на родину.

 

Дин Ю.:  Спасибо.


Недостаточно прав для комментирования

>